Галерея

Гал(л)ерея - длинный ход на столбах, крытых или нет, отличающийся от коридоров или переходов тем, что не заключается в двух стенах. Места в театре над ложами или навес со скамьями, для зрелища. Длинная комната или ряд покоев, для помещения собрания каких-либо замечательных предметов, нпр. картин.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

 

В рамках празднования 200-летия великого сына украинского народа Тараса Григорьевича Шевченко

Литературный музей Владимира Ивановича Даля представляет дополнения к постоянной экспозиции, отражающие историю взаимоотношений

В. И. Даля (1801–1872) и Т. Г. Шевченко (1814–1861)

 

Вашему вниманию представлены наиболее интересные, на наш взгляд, из­дания, публикации, документы фондов Городского музея истории и культуры го­рода Луганска.

Знакомство состоялось на квартире Даля, в 30-е гг. в Петербурге, когда освобожденный от крепостной зависимости Шевченко делал первые шаги на ли­тературном поприще. К этому времени Казак Луганский был достаточно из­вестным писателем, служил в Оренбурге, но по служебным делам часто и на длительное время приезжал в столицу.

В 1841 году Даль возвращается на службу в Петербург. По четвергам на его квартире традиционно собираются литераторы, ученые, художники. На этих встречах мог присутствовать Шевченко, но вероятнее всего, они могли встре­чаться на пятницах Е. Гребенки, дом которого по праву можно было считать средоточием украинской культуры в столице. Для Шевченко это период оконча­тельного формирования и как художника, и как поэта: прогрессивная молодежь буквально носила его на руках; ширились известность и популярность; крупней­шие критики отмечали в своих рецензиях самобытный талант. Примерно в одно время – 1843–1846 гг. они оба побывают на Украине – эти поездки будут свя­заны с их общим другом, Е. Гребенкой.

Нижегородский период, включающий события 1857–1859 годов, достаточ­но подробно описан в “Дневнике” Тараса Шевченко. Необходимо отметить, что при его рассмотрении следует учитывать импульсивность характера Шевченко, мнения которого о людях менялись достаточно часто.

Информации о более поздних встречах Шевченко и Даля, к сожалению, нами не обнаружено.

Особую роль в истории взаимоотношений Шевченко и Даля сыграл круг об­щения, в который входили выдающиеся деятели культуры и искусства девятна­дцатого века: Е. Гребенка, В. Штернберг, В. Жуковский, А. Сапожников, А. Мо­крицкий, Д. Григорович, братья Лазаревские. Изучение галереи общих знакомых позволит открыть новые, неизвестные нам факты жизни и творчества Даля и Шевченко.

Практически все исследователи взаимоотношений Даля и Шевченко при­шли к одному выводу: несмотря на принципиальные, порой радикальные различия во взглядах, суждениях, даже образе жизни у них была объединяющая черта - любовь к Украине, их общей Родине. Любовь, заслонившая собой все остальное, суетное и проходящее, что встречалось на жизненном и творческом пути гениев, ставших символами украинской и русской культур.

Вслушайтесь в строки двух художников, влюбленных в свой край, и так по-разному и в тоже время одинаково ощущающим его.

 

«Войдите в хату… Все беленько, скрыня в углу на колесах, печурки и заломчики в стенах; все приглажено, примазано; битый пол усыпан мятой, чебрецом, рутой, нечуйветром, васильками;… девки с утра убрали волосы цветами, так они и на работу пойдут, так и домой придут, с песнями…»

 

В. И. Даль

 


«В Малороссии…. Там деревня и даже город укрыли свои белые при­ветливые хаты в тени черешневых и вишневых садов. Там бедный не улыбающийся мужик окутал себя великолепною вечно улыбающеюся приро­дою и поет свою унылую, задушевную песню в надежде на лучшее существо­вание. О моя бедная, моя прекрасная, моя милая родина!»

 

Т. Г. Шевченко