Галерея
Гал(л)ерея - длинный ход на столбах, крытых или нет, отличающийся от коридоров или переходов тем, что не заключается в двух стенах. Места в театре над ложами или навес со скамьями, для зрелища. Длинная комната или ряд покоев, для помещения собрания каких-либо замечательных предметов, нпр. картин.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
В рамках празднования 200-летия великого сына украинского народа Тараса Григорьевича Шевченко
Литературный музей Владимира Ивановича Даля представляет дополнения к постоянной экспозиции, отражающие историю взаимоотношений
В. И. Даля (1801–1872) и Т. Г. Шевченко (1814–1861)
Вашему вниманию представлены наиболее интересные, на наш взгляд, издания, публикации, документы фондов Городского музея истории и культуры города Луганска.
Знакомство состоялось на квартире Даля, в 30-е гг. в Петербурге, когда освобожденный от крепостной зависимости Шевченко делал первые шаги на литературном поприще. К этому времени Казак Луганский был достаточно известным писателем, служил в Оренбурге, но по служебным делам часто и на длительное время приезжал в столицу.
В 1841 году Даль возвращается на службу в Петербург. По четвергам на его квартире традиционно собираются литераторы, ученые, художники. На этих встречах мог присутствовать Шевченко, но вероятнее всего, они могли встречаться на пятницах Е. Гребенки, дом которого по праву можно было считать средоточием украинской культуры в столице. Для Шевченко это период окончательного формирования и как художника, и как поэта: прогрессивная молодежь буквально носила его на руках; ширились известность и популярность; крупнейшие критики отмечали в своих рецензиях самобытный талант. Примерно в одно время – 1843–1846 гг. они оба побывают на Украине – эти поездки будут связаны с их общим другом, Е. Гребенкой.
Нижегородский период, включающий события 1857–1859 годов, достаточно подробно описан в “Дневнике” Тараса Шевченко. Необходимо отметить, что при его рассмотрении следует учитывать импульсивность характера Шевченко, мнения которого о людях менялись достаточно часто.
Информации о более поздних встречах Шевченко и Даля, к сожалению, нами не обнаружено.
Особую роль в истории взаимоотношений Шевченко и Даля сыграл круг общения, в который входили выдающиеся деятели культуры и искусства девятнадцатого века: Е. Гребенка, В. Штернберг, В. Жуковский, А. Сапожников, А. Мокрицкий, Д. Григорович, братья Лазаревские. Изучение галереи общих знакомых позволит открыть новые, неизвестные нам факты жизни и творчества Даля и Шевченко.
Практически все исследователи взаимоотношений Даля и Шевченко пришли к одному выводу: несмотря на принципиальные, порой радикальные различия во взглядах, суждениях, даже образе жизни у них была объединяющая черта - любовь к Украине, их общей Родине. Любовь, заслонившая собой все остальное, суетное и проходящее, что встречалось на жизненном и творческом пути гениев, ставших символами украинской и русской культур.
Вслушайтесь в строки двух художников, влюбленных в свой край, и так по-разному и в тоже время одинаково ощущающим его.
«Войдите в хату… Все беленько, скрыня в углу на колесах, печурки и заломчики в стенах; все приглажено, примазано; битый пол усыпан мятой, чебрецом, рутой, нечуйветром, васильками;… девки с утра убрали волосы цветами, так они и на работу пойдут, так и домой придут, с песнями…»
В. И. Даль
«В Малороссии…. Там деревня и даже город укрыли свои белые приветливые хаты в тени черешневых и вишневых садов. Там бедный не улыбающийся мужик окутал себя великолепною вечно улыбающеюся природою и поет свою унылую, задушевную песню в надежде на лучшее существование. О моя бедная, моя прекрасная, моя милая родина!»
Т. Г. Шевченко