Виртуальная лекция

      Графика А. П. Сапожникова в фондах Литературного музея В. И. Даля.

В Литературном музее В. И. Даля на протяжении многих лет формировалась коллекция книжной графики иллюстратора и друга Владимира Ивановича Даля, Казака Луганского- Андрея Петровича Сапожникова.
Украшение и гордость нашей коллекции — 48 оригинальных офортов, впоследствии ставшие неотъемлемой частью повести В. И. Даля «Похождения Христиана-Христиановича Виольдамура и его Аршета». Уникальные гравюры были приобретены музеем в 2004 году благодаря финансовой поддержке луганского городского совета. Была проведена увлекательнейшая исследовательская работа: нас интересовало все, имеющее отношение к А. П. Сапожникову. Не имея возможности работать в архивах и библиотеках Российской Федерации, мы по крупинкам собирали информацию: об оригинальном художнике- иллюстраторе; о выдающемся педагоге, авторе первого в России методического пособия по технике рисунка; о самобытном художнике; о талантливом художнике-гравере, привнесшем в искусство графики свой, неповторимый, новаторский вклад; наконец о человеке высоких нравственных начал, казначее Общества поощрения художников.
В 2009 году темой девятого номера одного из самых популярных периодических изданий России- журнала «Антиквариат», названа статья о художнике гравере Андрее Петровиче Сапожникове (1795–17 марта 1855). Это одно из самых полных современных исследований его жизненного и творческого пути. Здесь мы впервые увидели изображение художника в молодом возрасте- ему не более двадцати пяти лет. Темные, глубокие очи и светлые, слегка вьющиеся волосы. Притягивает взгляд красивой формы рука, точнее обручальное кольцо на безымянном пальце- символ супружеской верности и любви. Тончайшее кружево рубашки оттеняет черный бархатистый халат.

Неизвестный автор, А. П.
Сапожников, 1820-e гг X., Источник
илл: сайт«Виртуальный музей
декабристов».

До этого времени мы могли судить о его облике только по литографии, выполненной Кашиным с картины Крендовского «7 часов вечера. Вечернее занятие за чаем». На картине изображена группа мужчин, среди которых крайний справа — А. П. Сапожников.

Большое внимание в публикации уделено книжной графике художника. Иллюстрации басен Крылова и повести В. И. Даля «Похождения Христиана Христиановича и его Аршета» автором, Л. Кольцовой, выделены как наиболее значимые в его творчестве. Позднее мы с вами обсудим особенности этих иллюстраций. А в начале мы поговорим о том, что же связывало между собой В. И. Даля и А. П. Сапожникова.

Литография «7 часов вечера.
Вечернее занятие за чаем».

В биографиях выдающихся личностей девятнадцатого века всегда можно найти много общего, не составляют исключение и наши герои.
А. П. Сапожников родился в 1795 году, а В. И. Даль в 1801. Их отрочество, начиная с 13 лет, связано с военной карьерой: Даль учился в Санкт-Петербургском морском кадетском корпусе, Сапожников был определен юнкером в Инженерный корпус. В 1832 году Даль навсегда оставил военное поприще, но по роду своей научной, педагогической, общественной деятельности сотрудничал с системой управления военно-учебных заведений, в которой с 1844 года и до последних своих дней работал Сапожников, служебная деятельность которого связана с занятиями черчением и рисованием, подготовкой военных картографов и топографов. . Оба, не имея родовых поместий и наследных капиталов, благодаря своему таланту, трудолюбию дослужились до очень высокого чина своего времени- статский советник, действительный статский советник, чиновник пятого класса. Даже внешне чем-то похожи: худощавые, в осанке чувствуется военная выправка.
Отдельного исследования заслуживает общественная деятельность А. П. Сапожникова- казначея Общества поощрения художников. Общество способствовало развитию в России литографии, гравюры торцовой на стали. На благотворительные средства общества, одного из культурных центров Петербурга 20-40-х гг. XIX в. , получили художественное образование представители беднейших сословий России, среди которых гений украинского народа. Подпись А. П. Сапожникова заверяет решение Общества поощрения художников о выдаче стипендии Т. Г. Шевченко. Кстати сказать, В. И. Даль никогда не афишировал своего участия в судьбе ссыльного в Оренбургский край, но многие годы, что было не совсем безопасно, хранил в своем личном архиве автограф стихотворения опального поэта. Как одно из наиболее важных и интересных направлений общественной деятельности В. И. Даля мы можем назвать его активнейшее участие в создании и плодотворной работе Русского Географического общества.
В 30-е годы А. П. Сапожников начинает сотрудничество с издательством Смирдина, выпустившем в 1832 г. первую книгу Казака Луганского- Русские сказки». Можно предположить, что оформление «пятка первого» (гравюры, к сожалению, не подписаны, как и многие работы художника), стало поводом знакомства и дальнейших тесных личностных и творческих связей. В книге В. И. Порудоминского «Даль» (ЖЗЛ), в разделе, описывающем оренбургский период жизни В. И. Даля, автор с уверенностью называет их отношения приятельскими, дружескими: «Приятель Даля, художник Сапожников просит прислать ему для коллекции несколько видов бабочек, из тех, что водятся в Оренбургском крае». Значит познакомились они до лета 1833 г., времени прибытия к месту службы чиновника по особым поручениям Оренбургского генерал-губернатора. При дальнейшем изучении этой версии мы сможем уточнить дату знакомства.
Их объединяли не только личная симпатия, но и общность интересов- творческих, научных. Так например, в 1835 г. они оба участвуют, как авторы статей в «Энциклопедическом лексиконе» А. Плюшара. Так в предисловии к первому тому мы можем прочесть: …. «Статьи…..об Оренбургском крае, В. И. Далем;…..„; …„По изящным искусствам занимались: В. И. Григорович (ред.), А. П. Сапожников…..“. Сохранилось возмущенное письмо А. П. Сапожникова к В. И. Далю о нечистоплотности издателей: „…Отдаем ли мы их (статьи) в вечное владение Плюшара, с правом перепечатывать, и не знаем: сможем ли мы наши статьи напечатать особо?“. Только с близким человеком можно было поделиться своими сомнениями и подозрениями. У нас нет информации, сколько статей было подготовлено А. П. Сапожниковым, а вот В. И. Даль написал (если верить составленному им самим перечню, приведенному в письме к М. Погодину), тридцать статей. Сотрудничество это прекратилось с разорением издания и издателя- лексикон так и остался незаконченным проектом.
Теперь немного подробнее о творческой биографии художника-гравера А. П. Сапожникова. Предположительно во второй половине 20-х, 30-х гг. он посещал классы Императорской Академии художеств в качестве „постороннего ученика“ и достаточно преуспел. В музее академии хранится образец живописи художника „Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом“.
Принимая активное участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, и будучи новатором по своей сути, одним из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок.
В 1834 г. А. П. Сапожников составил „Курс рисования, в котором изложен способ правильно изображать по глазомеру видимые предметы с практическим изъяснением законов перспективы и освещения…“, одно из первых в России пособий в данном направлении. „Предлагаемый курс, — писал Сапожников, — основан на изучении искусства рисования с самой натуры, которая представляется нам в разнообразнейших видах, но всегда в одинаковом совершенстве, которого ни картины, ни гравюры и вообще никакие искусственные оригиналы представить не могут“. Метод преподавания, предложенный Сапожниковым, давал прекрасные результаты, и Академия художеств затем не раз выносила решения о переиздании книги. Первая часть книги „Курс рисования, в котором изложен способ правильно изображать по глазомеру видимые предметы с практическим изъяснением законов перспективы и освещения…“ была издана Обществом поощрения художников в 1834 году и затем неоднократно переиздавалась. Две последующие части — „Рисование человеческих фигур“ и „Правила для сочинения картин“ соответственно появились в 1847 и 1849 годах. Задачу своего курса Сапожников видел в том, чтобы создать такую систему обучения рисунку и композиции, отвечающую передовым установка развития изобразительного искусства, которой можно было бы пользоваться во всех художественных учебных заведениях независимо от их профиля. Известный русский художник А. Мокрицкий в своем дневнике 6 наября 1836 г. отметит: В понедельник [….], пошел к Сапожникову. Этот добрый человек по-прежнему принял меня чрезвычайно ласково… Долго я сидел у него. Он сообщил мне свое намерение издать в свет сочин[ение] о пропорциях и равенстве человека, вещь преважная, особенно для худ[ожни]ков, имеющих полное понятие об ан[а]томии чел[ове]ка в[оо]бще и о составе т[е]ла чел[ове]ческого. Рассказал мне полный обзор этой преполезной науки“.

Необходимо отметить, что методика, разработанная А. П. Сапожниковым, до сих пор используется, она представлена практически во всех современных учебных пособиях по методике рисунка.
В 1834 году Смирдин для иллюстрирования роскошного издания басен И. А. Крылова пригласил художника-гравера А. П. Сапожников, который изготовил небывалое количество иллюстраций- 93, резаных теневым контуром. Это- одно из лучших смирдинских изданий. Практически все исследователи жизненного и творческого пути И. А. Крылова отмечают: „гравюры Сапожникова очень нравились Крылову“, а ведь среди иллюстраторов И. А. Крылова такие известнейшие художники, граверы как Иванов, Галактионов, Иордан, Изабэ. Очень интересно высказывание В. Белинского: „У нас есть и свои художники с дарованием- и при этом мы невольно вспомнили об очерках г. Сапожникова к известному изданию басен Крылова inguarto (в четвертую долю листа): сколько в этих очерках таланта, оригинальности, жизни! Какой русский колорит в каждой черте!“. Мы можем увидеть эти гравюры в издании басен Крылова 1983 года. Особое внимание привлекает первая иллюстрация, к басне „Василек“.

Ил. А.П. Сапожникова к басне
И.А. Крылова «Василек».

По сути это портрет И. А. Крылова- художник вписал его образ в мир персонажей басни, провел тонкую параллель между великим баснописцем и одиноким, скромным полевым цветком, тянущимся к живительному свету солнечных лучей.

С особой тщательностью выписан предметный мир эпохи- персонажи живут в свойственном им окружении.

Ил. А.П. Сапожникова к басне
И.А. Крылова «Василек».

Неосознанно, подсознательно хочется отделить раскраску, почувствовать всю силу и динамичность легких, изящных линий рисунка- безукоризненное владение резцом и пространством, так поражающее нас в работах А. П. Сапожникова, представленных в нашей коллекции.
Это прежде всего раннее и очень редкое издание В. И. Даля Русскія сказки.-СПб.: В тип. Х. Гинца, 1836, приобретенное в московском букинистическом магазине в 1986 г. Это третья книга цикла „Были и небылицы Казака Владимира Луганского“ в 4-х книгах, 1833—1839 гг. К двум из четырех представленных в ней сказок художник-гравер А. П. Сапожников изготовил по одной иллюстрации. Сохранность гравюр, отпечатанных на плотной бумаге и вклеенных в текст, как и самой книги, удовлетворительна, может быть благодаря печати на титульном листе, текст которой гласит: „НА ДОМЪ НЕ ВЫДАВАТЬ“. Фронтисписом к первой сказке „ИЛЬЯ МУРОМЕЦЪ СКАЗКА РУСИ БОГАТЫРСКОЙ“ служит изображение церквушки, утопающей в старых, почти вровень с колокольней, деревьях.

Гравюра А. П. Сапожникова
к сказке „Илья Муромец сказка
Руси богатырской“.1836.

Художнику удалось передать ощущение вечности символов православной веры- строения буквально вросли в русскую землю, простоту и законченность архитектурных форм русского деревянного зодчества. Композиция как-бы парит на просторах листа, не ограниченная рамками, столь привычными для гравюры. На переднем плане одинокий валун, лежащий вдоль дороги.

Совсем другого плана иллюстрация к сказке „СКАЗКА о воре и бурой корове“.

Это настоящий рассказ со всеми его составляющими: историей, интригой, угадываемым финалом. На переднем плане крестьянин, вся фигура которого, от опущенных книзу бровей и уголков рта, до кончиков пальцев ног; раскинутые в стороны руки и даже ниспадающие вниз склады одежды выражают растерянность и недоумение.

Гравюра А. П. Сапожникова к сказке "Сказка
о воре и бурой корове". 1836. Руси богатырской".
1836.

Чуть сзади него женщина, одетая в традиционный русский костюм- аккуратно повязанный платок на голове, рубаха, сарафан, рубаха, лапти. Левой рукой она указывает на открытую дверь сарая. Туда же заглядывает маленький мальчик, спиной к читателю, одетый в длинную рубашонку, босоногий, стриженный в кружок, в левой руке металлический обод, любимая игра детворы, оставленная на время- эта деталь подчеркивает важность случившегося, вызвавшего такую бурю эмоций. Гравюра занимает нижние две трети листа.
Перед нами работа зрелого, известного автора, отличительной чертой которого является безукоризненное владение резцом и пространством.
У каждого художника есть самая дорогое для него и любимое произведение. Для А. П. Сапожникова это конечно альбом гравюр, с витиеватым названием.
„Здесь показываются разнаго сорта и званія Христіаны Христіановичи Віольдамуры“. Следует отметить, что для сороковых лет девятнадцатого века эта форма издания была очень популярной и модной. Большинство из них представляли собой пасторальное, идиллическое изображение живописных уголков природы, ландшафтов парков, видов имений и столичных городов. Роскошные альбомы, увражи, отражали с одной стороны интересы читающей публики, а с другой, желание издателей довести иллюстрированную книгу до уровня оформительского искусства. К совершенно другому типу альбомов принадлежит созданный А. П. Сапожниковым. 53 картинки, с необыкновенной реалистичностью повествуют нам о трагедии „маленького человека“, от его рождения до печальной кончины. Мы радуемся и грустим, парим в беспочвенных мечтах и получаем удары жестокой судьбы вместе с Виольдамуром и его преданным, единственным настоящим другом, собакой Аршетом. Первая гравюра датируется 1842 годом, альбом издан в 1844. В нашей коллекции представлено сорок восемь офортов. Наибольший интерес представляет первый, служивший заглавным для альбома.

Обложка альбома А. П. Сапожникова. „Здесь показываются разного сорта и звания Христианы Христиановичи Виольдамуры“. 1842–1844.

Поистине, весь мир театр! Художник приглашает нас пройти за кулисы жизни главного героя, со всеми ее радостями и горестями.
Размер гравюр 30×23 см, чуть больше формата А4. Бумага довольно тонкая для офорта, пожелтевшая, мягкая на ощупь, маслянистая. Рисунок четкий, отбивается на обратной стороне. Возможно перед нами один из первых оттисков. Черно-белая графика как нельзя более подчеркивает трагикомичность развития сюжетных линий. Поражают единство формы и содержания, динамичность и ритмика развития событий. Присутствие разнообразнейших фоновых планов, а это: интерьеры, иногда отдельные предметы быта, городские, парковые, природные ландшафты, делают иллюстрацию повествовательной. Детальнейшее, но в то же время и не перегруженное лишними деталями отображение жизненного пространства героя, его окружающего мира. Время, вот пожалуй, основное действующее лицо повествования. „Реальность нами воспринимается четырехмерно, а не трехмерно, (четвертое измерение- время), и поэтому перед рисунком стоит задача изобразить время, если этот рисунок желает передать реальную действительность, а не является условным изображением препарированной действительности“.
В экспозиции музея также представлено Полное собранию сочинений Владимира Даля (Казака Луганского), первое посмертное издание, дополненное, сверенное и вновь просмотренное по рукописям.- Издание товарищества М. О. Вольф, СПб, Москва, 1898. В десятом томе напечатаны „Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета“. Здесь вы можете увидеть увидите упомянутые иллюстрации, „встроенные в текст“. Всего их в книге представлено 50. Имеющиеся в нашей коллекции офорты позволяют в полной мере ощутить разницу между оригинальным оттиском гравюры и ее уменьшенной копией в книге.

Заглавная гравюра альбома А. П.
Сапожникова.
"Здесь показываются разного
сортаи звания Христианы Христиановичи
Виольдамуры". 1842–1844.

Необычна история создания повести. В небольшом предисловии автор в шутливой форме поясняет читателю особенность написания нравоучительной повести. " Предисловие. Если вы, почтенный читатель, подшучивали когда-нибудь над девицей, которая хвалилась, как своей, работой, турецким всадником, вышитым ею по готовым клеточкам канвы и по готовому узору-то, конечно, позабавились бы при случае и на мой счет, не напиши я только этого предисловия. Дело в том, что художник передал мне пятьдесят готовых картин, с предложением написать к ним объяснение. Вот таким образом составилась эта повесть. Я подбирал только тени, отсчитывал стежки и старался прятать узлы и концы под-испод». В. Луганский.

 

Заглавная ил. повести В. И.
Даля
«Похождения Христиана
Христиановича Виольдамура
и его Аршета».

Гравюры были настолько известны, что он не счел необходимым называть имя художника. Слились в единое целое мастерство двух выдающихся художников натуральной школы, физиологического очерка. Необыкновенная наблюдательность, умение кратко, емко, иногда одной фразой, охарактеризовать персонаж или события- творческий почерк писателя. Если мы заменим слово фраза словом резца, карандаша, то сказанное в полной мере можно отнести к творчеству А. П. Сапожникова.
Еще об одном совместном проекте художника и писателя, судя по всему нереализованном, мы знаем из письма В. И. Даля к М. П. Погодину: «- Замыслов больших у меня нет; хочется, если удастся, написать „похождения не людские, в земле не человеческой“- где скоты и звери исправляют должность людей- А. П. Сапожников готовит на это превосходные картины, очерками, где волки и лисицы во фраках, овцы и индейки в корсетах». Во многих литературных произведениях В. И. Даль мы отслеживаем примеры показа наиболее ярких черт характера и внешности человека через образы животных. Этот мир он знал досконально: в 1838 году В. И. Даль получит звание члена корреспондента Российской Академии наук за успехи в собирательстве образцов флоры и фауны Оренбургского края.
Говорить о коллекции иллюстраций учебных пособий, научных изданий А. П. Сапожникова в наших фондах говорить не приходится. Пока это только одно издание, учебник зоологии. История книги, поступившей в нашу коллекцию в 2004 г. на сегодняшний день до конца не исследована. Отсутствие титульного листа не позволяет определить точную дату издания. Интересна предыстория написания книги. 27 марта 1847 г. «приказом главного начальника военно-учебных заведений В. И. Даль назначен редактором и составителем руководства естественной истории для военно-учебных заведений». Таким образом им для военно-учебных заведений были написаны тексты учебников «Ботаника» и «Зоология». Последний сопровождали рисунки А. П. Сапожникова. Качество черно-белой графики, выраженной в абсолютной точности анатомических деталей представителей фауны впечатляет.

Учебник зоологии. Сер. 19 в.Учебник был признан одним из лучших в своей категории и переиздавался в 1852 г.

На сегодняшний день это все, что нам удалось выяснить. Но мы надеемся, что нас ждет еще много открытий и находок, ведь любимая пословица В. И. Даля «Передний заднему мост» учит нас терпению и настойчивости. Поступление в фонды столь интересных музейных предметов позволяет нам не только повысить зрелищность и содержательность экспозиции, но и определить основные направления перспективного пополнения фондов.